Айседора Дункан
Американская скандалистка
Эмансипированную американку нельзя было пускать в Европу. Но она считала, что танец будущего покорит матушку-Европу. В Лувре скульптор Роден ходил за ней по музейным залам. Бесшабашная Айседора Дункан налево и направо сравнивала себя с древнегреческими статуями. Скопилась огромная толпа. Раздались крики по поводу того, что массивное телосложение американки противоречит эталонным образцам европейского искусства. Роден настолько очарован пропорциями американского тела, что заступился за новую знакомую перед рассвирепевшими музейными охранниками. В тот раз обошлось без полиции.
Айседора Дункан изматывала себя бесконечными многочасовыми репетициями. Поэтому она умела быть беспощадной по отношению к окружающим. Она изъездила вдоль и поперек страны Нового и Старого света, чтобы поставить жестокий диагноз. Наша цивилизация основана на лжи, полагала Айседора Дункан. Нас кормят ложью с утра до вечера, настаивала Айседора Дункан. Ложь остается нашей единственной духовной пищей, учила современников Айседора Дункан. С детства до смерти современный человек западной цивилизации окружен коконом из паутины лжи, сетовала танцовщица. Неисправимые лжецы становятся спутниками жизни для любого человека, способного выделится из толпы, проповедовала Айседора Дункан. Таких слов и такого учения не мог пропустить Гордон Крэг…
Однажды кто-то из русских мистиков (Максимилиан Волошин?) сравнил Айседору Дункан с основательницей теософского движения и русским пророком в юбке Еленой Блаватской. Для ХХ века это крайне нехарактерный случай, когда женщина с высочайшим интеллектом посвятила всю жизнь без остатка чуду балетного танца. В 1920 году в своей "краеугольной" работе балетная дива допустила-таки читателей в свою творческую мастерскую. До обидного краток миг, когда душа светится, когда пластический рассказ становится исповедью человека, побывавшего в иных мирах и увидевшего запретные горизонты, откровенничала Айседора Дункан. Вот в чем был смысл ее жизни. А чтобы никто не ошибался на ее счет, в присутствии толпы обывателей и газетчиков, Айседора Дункан неоднократно бросала вызов капиталистическому обществу, мол, учителями танца для себя я выбираю лишь философов.
Магия танца
Критики говорили: "Не умеет стоять на пуантах. Полное тело неуместно в пантомиме! Босые ступни не эстетичны. Мы ждем прыжков и сложных пируэтов". Для критиканов слова возражения нашлись у кого-нибудь, но вдовы немецкого композитора Вагнера. Досмотрев до финального жеста композицию "Любовь", старушка ринулась за кулисы! В восторге вдова Вагнера перецеловала всех, кто находился рядом с уставшей балериной. Какая обида, что и самые восторженные поклонники не понимали революционного переворота, произведенного Айседорой Дункан! Ее идеология танца была выстроена на отсутствующим элементе. Но зрители этого не увидели, не видели.
Сцена для нее была шаманским бубном, просыпавшимся от ударов ее мозолистой пятки. Любовница величайшего театрального режиссера ХХ века Гордона Крэга Айседора Дункан оставалась женщиной и актрисой шекспировских страстей. Одержимость - это древнее религиозное состояние для которого характерен контакт с иномирием. Источник всех наших понятий о знаке, числе и о ритме Айседора Дункан усматривала в танце, условно относимом на начало железного века. В жесте танцовщица являла идеальное выражение устоев мироздания. Здесь требовался не научный склад мышления, но способность восторгаться Вселенной. Одержимая танцем, за час-другой Айседора умудрялась ниспровергнуть идеалы самоуверенных рационалистов и развеять миражи самовлюбленных прагматиков.
Навык владения танцевальным экстазом и был величайшей тайной Айседоры Дункан. Она умела довести себя до экстаза. И в этом состоянии ее полноватое ширококостное тело показывало акробатические чудеса. Но и больше, невероятно развитое чувство ритма помогало Айседоре довести публику до состояния катарсиса (по Аристотелю - очищение души искусством).
Танец жизни на двух континентах смерти
Айседора Дункан часто становилась темой для карикатур. Обыватели пускали сплетню про ее постельные похождения. За что, собственно говоря, современники упорно выделяли ее среди десятков других талантливых танцовщиц? Но непримиримые недоброжелатели умудрялись попасть под волшебные чары ее танцевальных спектаклей. Нет сомнений в том, что зрители приходили на ее представления не ради обнаженных женских ног или соблазнительных поз во время фривольных танцев. Нет, обладательница сакральных знаний щедро одаривала зрителей неповторимыми экстатическими переживаниями. Представление балетных танцев превращалось в феерический концерт с нескончаемыми рукоплесканиями и вызовами "на бис". Историки танца и теоретики искусства обзывали чудо "культурой танца". На самом деле магические танцы любвеобильной женщины приобщали зрителя к забытым традициям доисторического общества.
Айседора Дункан материализовала отсутствующий элемент системы танцевального знака. Ее телом восторгалась толпа. Ее язык понимали немногие. Гордон Крэг. Сергей Есенин.
Зрители всех континентов и разных исторических периодов всегда будут готовы аплодировать тем быстро проходящим моментам, когда танцор отрывался от земной тверди. Важен момент победы над силами притяжения. Нет ошибки во взгляде на танец как магическую имитацию птичьего полета. С незапамятных времен танец оставался классическим средством достижения экстаза. Танец - пластическая формула экстаза. Сперва эгоистичный танцор вводил себя в состояние экстаза. Затем шаманы научились через танец и звуки управлять бессознательным началом слушателей и зрителей. Иногда во вред личности, но всегда на пользу племени.
Шаманский танец Айседоры Дункан выстраивался на основе ею же созданного языка жестов. Увлекало не женское тело и не победа над весом. Но одухотворенность исполнительности. Танцовщица заставляла зрителя поверить в свои силы. Пластическими средствами передавалось состояние экстаза как истовой веры в безграничность человеческих возможностей.
В чем особая заслуга Айседоры Дункан? В том, что экстатические переживания танцовщицы оборачивались для зрителей катарсисом (редким состоянием просветления),. Тем самым катарсисом, эстетикой постмодернизма и чрезмерной мастеровитостью изгнанным из сферы сверхзадач чрезмерно коммерциализированного искусства. Танец для нее оборачивался фантастическим полетом по дальним уголкам Вселенной и собственной непознанной души. Физиологическая одержимость танцем выразилась в обилии любовных историй, каждая из которых разрушала невидимую границу между танцовщицей в тунике и зрителем в брюках.
Буква смерти в имени Есенина
Редкий биограф не испытывал растерянности перед океаном тайн Айседоры Дункан.
До последнего вздоха Айседора Дункан оставалась духовной максималисткой. Без намека на усталость она воевала сразу на два фронта. Женщины для нее были недостаточно самостоятельны. Впрочем, женщины двух континентов относились бы к ней по-иному, если бы в начале века она не взялась воевать с устаревшими пережитками церковного брака! Америка и Европа до и после первой мировой войны оказались не готовы воспринять дункановскую идеологию вольного отношения с мужчинами.
Дункан любила повторять набор циничных истин о семейной жизни. Мужчины боготворили ее на сцене, но в закулисье ее высочайший интеллект отпугивал поблекших поклонников. Она никогда не скрывала своих требований к потенциальному избраннику: "Только гений может стать достойным моего тела, подчеркивала Айседора Дункан. Мужской гений (а не гениталии) она сделала своим идолом. Куда подевались айседородунканоподобные женщины в первом десятилетии XXI века?
В редком мужчине она встречала согласие жить в заново воссозданном мире, подчиняющимся законам Айседоры Дункан. В мире, где правят не физические законы, но гениальная мужская мысль. Ее душа жаждала демиурга. Титана, способного создать новый мир. Объект женской влюбленности нашелся под снегом и льдом в варварской заснеженной России. За выступления в Большом театре правительство революционной России наградило американскую гостью роскошным Балашовским особняком на Пречистенке. В спальне этого исторического здания с 1921 по 1924 год разворачивался трагически любовный роман 26-летнего поэта Сергея Есенина и 45-летней Айседоры Дункан.
Да, ее главной биографической тайной оставался любовный роман с русским поэтом Сергеем Есениным. Исследователи оперируют набором цитат, которые якобы помогают нам приоткрыть завесы над главной тайной в личной жизни великой танцовщицы. Возможно, магнетизм Сергея Есенина, много писавшего про любовь, можно развенчать через обойму из едких цитат Айседоры Дункан. Мелодраматизма добавят гостиничные байки о том, как на зеркалах в спальне и по всему дому она выводила губной помадой "Есенин есть Ангелъ". Взбалмошного Есенина нарекли "первым законным мужем". Он почему-то дал согласие на законный брак. Они стали супругами незадолго перед отъездом за границу. Катастрофа произошла в тот день, когда она получила телеграмму: "Ялта гостиница Россия Айседоре Дункан Я люблю другую женат счастлив Есенин". Но и после мучительного разрыва Есенин оставался для Айседоры ангелом, спасшим женщину от самоубийства...
Увы, автомобильный рок давно висел над американкой, восстановившей танцевальный шаманизм. Машины словно мстили тому оператору катарсиса, что покорил человеческое тело и человеческие души. Известно, что ее дети Дирдре и Патрик находились в машине, упавшей в Сену. Они захлебнулись в потоках темной холодной воды. На берег автомобиль достали с бездыханными телами. Чудовищный случай. Маленьким беззащитным ребенком она ощутила себя в тот день, когда узнала об измене русского мужа. Отныне одинокая Айседора Дункан была обречена на поражение и смерть.
В солнечной Ницце гений танца погиб от шелкового платка, попавшего в крутящееся колесо дорогого автомобиля Bugatti (1927). Напуганный предложением Муссолини поставить самые массовые и дорогостоящие спектакли в истории человечества бежит из Флоренции во Францию спасается бегством Гордон Крэг. Он доживет до 1966 года. Для англичанина, не воплотившего в жизнь идею танцующей Ubermarionette это будут годы и десятилетия, прожитые без Айседоры Дункан.
http://modance.iatp.by/schools1d.htm
..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index