Судьба Айседоры
Дункан
Айседора
Моя жизнь
Автор рецензии:
Кецельман Игорь
Дата публикации: 1 октября 2007 г.
Знаменитая американская танцовщица не успела закончить свои воспоминания – легкий красный шарф зацепился за заднее колесо.
– От красного и погибла, – говорили потом. – Нечего было с большевиками якшаться.
Айседора Дункан танцевала в революционной Москве, изображая красное знамя, торжествующе плывущее над миром. Узкая красная полоска, обвившаяся вокруг ее шеи, – часть того знамени? Айседора всегда любила красный цвет – он шел ей…
Все знают Дункан как жену Есенина. Но об этом в мемуарах ни слова. Обрываются они на ее отъезде в Россию.
Ах, как сокрушались литературоведы:
– Еще бы годик прожила! Успела бы.
А потом – умирай. Все равно ведь выступать перестала. Располнела Дункан. И вдохновение покинуло. Свободный танец, который она открыла, никого не преобразовал. Не получилось нового человека, свободного и счастливого. Ее ученики, какими были, такими и остались: не лучше, не хуже. Всего лишь танец она изобрела. Не больше.
И воспоминания ей посоветовали писать, чтобы занять себя... Живи лучше в прошлом, Айседора!
Одна за другой картины прошлого возникали в ее памяти…
– Бога нет, – внушала ей мать. (Бросил муж, и она обиделась на бога. Ведь в церкви венчались! Почему не помог?) – Есть только ты сама, больше не на кого надеяться. – Самое прочное воспоминание из детства – эти слова.
И Айседора всю жизнь полагалась лишь на себя, на свои суждения.
Балетмейстер говорил ей:
– Встань на цыпочки.
– Зачем?
– Это красиво.
– А мне не нравится!
Не стала учиться балету, назвала его «безобразным и неестественным». «Я враг балета, который нахожу лживым и возмутительным искусством, пожалуй, даже считаю его лежащим за пределами искусства вообще», – писала она.
Айседора Дункан верила, что ее свободный танец пересоздаст мир на новых основаниях, укажет людям «путь к внутреннему богатству жизни и достижению радости».
Свой метод она достаточно подробно описывает в книге. Танцующий человек должен почувствовать свою неразрывность, слиянность с природой, ощутить ее движения, ритмы, а потом все это передать в танце. Балет же закрепощает человека, превращает в автомат, отрывая от всего естественного и живого.
В своих воспоминаниях Айседора рассказывает, как мучительно трудно было пробиваться на сцену: никто не хотел признавать ее нового искусства. Но вот постепенно, сначала художники и поэты, а потом и широкая публика, оценили ее талант. Начались триумфальные выступления по всему миру.
Она танцевала в прозрачной тунике, без обуви, так, как когда-то выступали в Древней Греции. И в повседневной жизни танцовщица одевалась очень свободно: «Я всегда ходила с голыми ногами в сандалиях и белом хитоне…». Подражая ей, многие женщины летом тоже начали ходить без чулок. Революция для той эпохи!
А в России сандалии стали называть босоножками – в честь Айседоры Дункан.
Из детства Айседора пронесла отвращение к браку: она не вещь, чтобы принадлежать кому-то! И – дети, их могут отобрать у нее, если будет развод. Собственность отца. Так лучше вообще не выходить замуж! Своих детей Айседора Дункан родила, не заключая брака. От любовников. Для того времени поступок необычайной смелости. От нее отвернулись многие друзья, и даже собственная мать порвала с ней; уехала, оставив дочь рожать одну: такие внуки мне не нужны!
Зато дети – только ее. Никто не отберет.
Смерть отобрала. Девочку и мальчика.
http://www.top-kniga.ru/kv/review/detail.php?ID=99201
© «Книжная витрина», 2007.
Авторские права защищены.
Перепечатка и публикация материалов возможна только с разрешения
редакции.
..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index