История театрального костюма с Анной Пахомовой
Часть 27. Театрализованные праздники короля моды Поля Пуаре
На праздник съехалось три сотни гостей, конечно, в основном это были ярчайшие представители разных областей искусства, «собрались все художники Парижа». В разгар праздника «опьяненная вином и окружающим великолепием» Айседора Дункан взошла на подмостки, служившие сценой, и станцевала под арию Баха. «Юпитер не мог устоять перед таким искушением и присоединился к ней, он танцевал, как танцуют боги <…> зрители были взволнованы до слез»[22].
[22] Одевая эпоху. С.262
http://www.muzcentrum.ru/news/2012/04/item6256.html
Гонзаго Пьетро ди Готтардо
Часть 41. Художники-декораторы Большого театра. Исторический экскурс
Это было время завершения барочного периода, стиль которого своей самодовлеющей зрелищностью имел место быть и в громоздких архитектурных и живописных сценических фантазиях. Спектакль часто превращался в демонстрацию художественных полотен, объектов архитектуры и световоздушной перспективы, что вызывало особый интерес у зрителей той поры. Тогда же возник особый жанр – представление без актера, т.е. показывали под музыку только декорации. Такие представления показывали при дворе Екатерины II и в театре графа Н. Юсупова в Архангельском. Их устраивал П. Гонзага, которого считают одним из первых художников-декораторов в России. Им была разработана концепция особого оформления спектакля с музыкальным сопровождением. Одной из главных заслуг этого художника является то, что он впервые задумался над проблемой сценического синтеза зрительных и слуховых впечатлений, которые должен вызывать спектакль у зрителя. Сам Пьетро Гонзага писал, что «когда зрение и слух действуют несогласованно друг с другом, зрение всегда берет верх и преимущественно привлекает на свою сторону страсти души»[3]. На базе этого высказывания-кредо Гонзага, заглядывая вперед, мы можем сделать бесспорный вывод: какие бы ни происходили в последующие годы стилевые изменения в театре, как бы ни отличались концепции «места действия», возникавшие в декорационном искусстве последующих исторических периодов, вплоть до начала XXI века, выдвинутые Гонзага общеэстетические положения сохранялись и сохраняются по настоящее время. Гонзага писал: «Для действия надобно пространство, соответствующее тому действию и даже благоприятствующее его изображению самим своим характером и выражением своей внешности…»[4]. Далее он развивает эту мысль: «Я почувствовал, что можно пойти дальше и что общий вид той сцены, на которой происходит действие, мог бы и сам сделаться выразительным и возвещать, подготавливать, сопровождать и усиливать чувства, пробужденные поэзией и пантомимой»[5].
Я не случайно уделила особое внимание Пьетро Гонзага, поскольку именно он стоял у истоков возникновения декорационного театрального искусства, задумывался о структурной природе музыкальных и изобразительных образов, о соотношении музыки как временного искусства и декорационной живописи как пространственного искусства. Его изыскания во многом предварили теории Вагнера и Скрябина, поиски художников ХХ века.
[3] Пьетро ди Готтардо Гонзага. Жизнь и творчество. Сочинения. М.,
«Искусство», 1974. С. 109
[4] Там же. С.116.
[5] Там же. С. 151.
http://www.muzcentrum.ru/news/2013/04/item7657.html
*
..texts
http://idvm.narod.ru
http://idvm.chat.ru ` http://idvm.netfast.org ` http://idvm.freetzi.com ` http://idvm.byethost33.com `
http://idvm.ru.tf ` http://idvm.ya.ru ` http://duncanmuseum.ru.tf `
http://r812.eu5.org
..index