isadora duncan virtual museum
end ` texts `` english ` русский
*
Вера Копылова
Алла Сигалова:
«Эксперименты Айседоры Дункан вошли в
историю»
Фото: Википедия
Айседора Дункан
Персоны: Сергей Есенин, Алла Сигалова, Айседора Дункан
Женщина-загадка, женщина-движение, Женщина с большой буквы. Айседора Дункан до сих пор остается фигурой номер один, когда речь заходит о танце – не о балете, разумеется, а о танце в самом широком смысле. 27 мая исполняется 137 лет со дня ее рождения
Алла Сигалова, режиссер, хореограф:
За эти сто лет в научных статьях и книгах написано масса правильных слов о том, какова роль Айседоры Дункан в истории танца. Естественно, я видела ее выступления только на сохранившихся пленках, которые ни в коей мере не могут передать истинный танец Дункан. По ним невозможно судить о сути ее танца, о ее почерке, о ее харизматичности. Пленка этого не передает, тем более при том уровне записи, который был в начале прошлого века.
Но конечно, любой мощный исполнитель или хореограф вкладывает свой кирпичик в общую стену под названием «хореографический театр». Опыт Айседоры, ее эксперименты, ее лабораторные работы, ее личностное отношение к танцу – все это вошло в структуру хореографии последующих десятков лет и даже века. Ее след виден во многом из того, что сегодня называется хореографическим театром. Она дала толчок к развитию целого направления.
1. Пища Афродиты
Американка Айседора Дункан сама творила легенды о себе. По ее словам, ее первым воспоминанием в жизни был пожар, когда чуть не сгорел их дом. А ее мемуары «Моя исповедь» начинаются с рассказа о том, что ее мать, будучи беременной Айседорой, очень нервничала и могла есть только устрицы с шампанским. Из-за них, пишет Айседора, будущая звезда сцены начала танцевать еще в материнской утробе – «вероятно, под влиянием пищи Афродиты». Считается, что после родов мать Айседоры сказала акушерке: «Я так и знала, что родится монстр! Этот ребенок не может быть нормальным, он прыгал и скакал еще в моей утробе, это все наказание за грехи ее отца, негодяя Джозефа!»
Действительно, легенда про устрицы звучит очень красиво, а на самом деле семья, состоявшая из матери, Айседоры, ее братьев и сестры, была невероятно бедна: отец их бросил без средств к существованию, мать целыми днями подрабатывала уроками музыки. Когда спустя долгие годы Айседора приедет в Россию и станет женой Есенина, у которого часто не бывало ни копейки, она не будет удивлена: она отлично знала цену деньгам еще с детства.
«Когда в доме абсолютно нечего было есть, я вызывалась пойти к мяснику и своими чарами заставляла его дать нам бесплатно бараньих котлет. Домой я шла приплясывая и, неся добычу, чувствовала себя разбойником с большой дороги. Это было хорошей жизненной школой, так как, научившись умасливать свирепых мясников, я приобрела навык, который мне впоследствии помогал сопротивляться свирепым антрепренерам».
Фото: Википедия
Танец огня
2. «Босоногие выступления» Айседоры Дункан
Первые гастроли в жизни Айседоры случились, когда она была совсем девочкой. Ведь она по собственному желанию бросила общеобразовательную, а потом и балетную школу. К тому времени, как она с матерью и братьями отправилась в Сан-Франциско с небольшой концертной программой, эта малышка уже преподавала танец! Обожая эпоху Древней Греции, именно в ней Айседора нашла свое вдохновение и почувствовала, в чем будет состоять ее персональное искусство танца.
Самостоятельные гастроли Айседоры поначалу ее удручали: приходилось исполнять нечто скачущее и фривольное для развлечения публики за крошечные деньги. И только покинув Америку и отправившись в Лондон, после нескольких суток без крыши над головой и без единого пенса, семья смогла заработать хотя бы немного денег. Удивительный факт: первые рекомендательные письма Айседоре написала актриса Патрик Кэмбел, для которой Бернард Шоу написал роль Элизы Дулитл.
Между тем, история рождения «босоногих танцев» невероятно прозаична. Айседора была помешана на греческих туниках и свободных движениях, но танцевать босой ей в голову не приходило. Получилось так: перед одним из выступлений в Париже Дункан сильно нервничала. Она попросила бокал шампанского, но он выскользнул у нее из руки и весь вылился на сценические сандалии. Танцевать в мокрых, да еще и пахнущих вином было невозможно, а времени до выхода оставалось считанные секунды. Айседору вытолкнули на сцену босой. Был невероятный успех. Вскоре обнаженные ступни станут частью концепции «свободного танца» Айседоры.
3. Храм танца Айседоры Дункан
Постепенно слава Айседоры росла. Среди стран, где ей пришлось выступить, оказалась Греция. Уже имея внушительную сумму денег на счету, Дункан потратила ее на масштабное строительство храма с видом на Акрополь, который сегодня называется Центром изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан. Правда, тогда довершить начатое не удалось по многим причинам, в том числе финансовым. Разочарованная, Айседора покидает Грецию. Из книги «Моя исповедь»: «Когда я оглядываюсь на этот проведенный в Греции год, я нахожу действительно прекрасным это усилие перенестись на две тысячи лет назад к той красоте, которой, быть может, мы и не поняли, как не понимают ее и другие. Возвращаться к греческим танцам также невозможно, как и бесполезно: мы не греки и не можем танцевать как они. Но танец будущего действительно станет высокорелигиозным искусством, каким оно было у греков. Ибо искусство без религиозного благоговения – не искусство, а рыночный товар».
Фото: Википедия
Супружеская пара Есенин-Дункан
4. Айседора Дункан и Сергей Есенин
В ту зимнюю ночь, когда Дункан пересекала границу России на поезде, ей приснилось, что она, абсолютно обнаженная, выпала из окна поезда прямо в бескрайнюю снежную равнину. В этом сне было много от пророчества: России поразила ее, и ранила, и вдохновила. В первый же день в Санкт-Петербурге Айседора увидела на улице невыносимо печальную похоронную процессию жертв «кровавого воскресенья» 9 январа 1905 года… Здесь она познакомилась с Анной Павловой, Матильдой Ксешинской, Львом Бакстом. Но впереди ее ждала Москва.
Именно в Москве произошел забавный, очень интимный эпизод с участием мэтра – Константина Сергеевича Станиславского. «Я положила руку ему на плечо и, притянув его голову, поцеловала в губы. Константин Сергеевич с нежностью вернул мне поцелуй. Но он принял крайне удивленный вид, словно ожидал этого меньше всего. Когда я попыталась привлечь его ближе, он отпрянул и, недоуменно глядя на меня, воскликнул: «Но что мы станем делать с ребенком?» - «С каким ребенком?» - спросила я. «С нашим ребенком! Что мы станем с ним делать? Видите ли, - глубокомысленно продолжал он, - я никогда не соглашусь, чтобы кто-нибудь из моих детей воспитывался вне моего надзора, а это оказалось бы затруднительным при моем настоящем семейном положении». Его необычайная серьезность при упоминании об этом ребенке развеселила меня, и я рассмеялась». Так и вышло, что соблазнить Станиславского Айседоре не удалось.
«Золотая голова»
Так назвала поэта Сергея Есенина Айседора Дункан, когда познакомилась с ним в свой следующий приезд в Москву, где организовала школу танцев для девочек. Об их первой встрече с Есениным Айседора писала: «Он читал мне свои стихи, я ничего не понимала, но я слышала, что это музыка…»
Их брак был совершенно безумным союзом двух творческих душ при страстной взаимной любви. Известно, что поженились они в Хамовническом ЗАГСе, оба взяли двойную фамилию – Дункан-Есенин. Она была его много старше, целовала его руки, он пил и кидался в ее сапогом, звал ее по-деревенски «Сидора» или «Изадора», она ревновала его к друзьям и пила вместе с ним. Их совместная гастрольная поездка по Европе и Америке завершилась страшными дебошами Есенина, который дико тосковал по родине. Вернувшись в Россию, они мучительно расстались.
5. Страшная гибель Айседоры Дункан
На долю великой танцовщицы, которая научила мир вкладывать душу в свободу
движения, выпало умереть трагической смертью. Окончив свои отношения с Есениным,
Дункан вернулась в Европу, но от русских избавиться так и не смогла: последним
ее любовником стал русский пианист Виктор Серов, почти вдвое моложе ее. Связь
была неровной, трудной…
Айседоры Дункан не стало в 1927 году. Трагедия
произошла в Ницце, куда она поехала отдохнуть и где отлично проводила время,
расслабившись впервые после нескольких депрессивных, мучительных лет.
Отправившись на автомобильную прогулку, она надела свой любимый красный шарф и
села в машину… По легенде, ее последними словами были «Прощайте, друзья! Я еду к
славе». Едва автомобиль отъехал, ее голова резко откинулась назад. Длинный конец
шафра запутался в колесе и сломал ей шею.
Наследников у Айседоры Дункан не осталось: двое ее детей погибли в автокатастрофе, а третий умер во младенчестве. Истинными ее детьми стали ученицы танцевальной школы, открытой в России, благодаря которым гений танца Айседоры Дункан прожил куда дольше ее самой.
Культура » 25 мая 2014
© 2015 OAO Редакция газеты "Вечерняя Москва"
*
http://idvm.jimdo.com ` http://idvm.fo.ru ` http://idvm.ru.tf `
http://idvm.w.pw ` http://idvm.orgfree.com `
http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru `
http://idvm.ya.ru ` http://duncanmuseum.ru.tf `
http://duncan.boxmail.biz ` http://r812.eu5.org `
© open resource